Материалы сайта
Это интересно
Философия
Продолжение
Абсолютными можно считать истины, содержащие знания определенных сторон, свойств, закономерностей действительности, выражающие вечное, непреходящее. Таковы, например, мировые физические константы: гравитационная постоянная, постоянна Планка, скорость распространения электромагнитных волн. Эти и им подобные истины (их называют «вечными») являются а6солютными. Но они не решают проблему. При диалектическом подходе абсолютная и относительная истина (абсолютное и относительное в истине) — это две стороны истины объективной. Относительное знание содержит в себе момент знания абсолютного, абсолютное складывается из суммы относительных истин. Относительные знания о строении материи включают вместе с тем к абсолютные знания о существовании элементарных частиц, об и заряде и т.д.
Этот пример показывает, что познание развивается по все более глубоким и полным знаниям, приближаясь к абсолютной истине. Но достижима ли она? Может ли человеческое познание дать абсолютную истину, т.е. полное, исчерпывающее знание.
Ограниченность существования человека во времени, неисчерпаемость мира, его бесконечность и изменчивость, то обстоятельство, что на каждом этапе своего развития познание осуществляется при ограниченных возможностях данной эпохи, означает постоянную незавершенность процесса познания. Природа человека и природа мира — субъекта и объекта познания — делают невозможным исчерпывающее познание мира в целом. Вместе с тем не существует принципиальной границы, отделяющей познанное от еще не познанного. Расширяя границы познания, углубляя знания о мире, человечество, пока оно существует, 6удет приближаться к абсолютной истине, постигая ее в истинах относительных.
Противоречивое единство относительного и абсолютного в истине характеризуют познание как процесс, направленный на достижение объективной истины.
Конкретность истины.
Любое общее положение, выраженное в форме принципа, аксиомы, определения, закона науки и т.п., представляет собой абстрактную истину, содержанием которой являются существенные признаки, присущие некоторому множеству объектов и их отношениям. Эти истины служат общим методологическим ориентиром в познании реальных объектов. Но отдельный объект имеет особые, только ему присущие свойства, он существует в определенных конкретных условиях, в определенном месте и в определенное время. Объект познания (например, государство) может рассматриваться с точки зрения общих, существенных признаков, в отличие от конкретного государства, имеет и свои, только ему присущие, исторически обученные черты. Поэтому общее положение истинно лишь в определенных временных и пространственных границах, за пределами которых оно превращается в заблуждение. Положение «Температура, при которой вода превращается в пар, равна 100 0С» истинно только тогда, когда атмосферное давление равно 760 мм ртутного столба. Суждение «Сумма внутренних углов треугольника равна 180°» истинно в системе евклидовой геометрии и ложно в системе неевклидовой.
Связь истины с конкретными условиями места и времени, с деленной системой координат выражает известное положение: абстрактной истины нет, истина всегда конкретна.
Критерии истины.
Проблема истины неразрывно связана с поисками ее критерия — способа, с помощью которого устанавливается истинность знания, отличие истины от заблуждения. Философы-эмпирики считали таким критерием данные ощущений и восприятий, соответствие знаний чувственному опыту. В современной западной философии этот критерий выдвинули неопозитивисты (принцип верификации). Философы рационалистического направления (Декарт, Спиноза, Лейбниц) видели критерий истины в ясности и отчетливости разума, в выведении знаний из всеобщих очевидных положений. В когерентной теории истины этот критерий трактуется как внутренне согласованное, непротиворечивое знание.
страницы: [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ]