В основе термина "маркетинг" лежит слово "market", что означает рынок. Поэтому маркетинг - это концепция управления,
хозяйствования в условиях рынка, провозглашающая ориентацию производства на удовлетворение конкретных потребностей
конкретных потребителей. Маркетинг - система управления производственно-сбытовой деятельностью организации, направленная
на получение приемлемой величины прибыли посредством учета и активного влияния на рыночные условия.
Маркетинг - это система планирования ассортимента и объема выпускаемых изделий, определение цен, распределение
продуктов между выбранными рынками и стимулирование их сбыта с целью удовлетворения потребностей. Операционный
маркетинг – это активный процесс получения заданного объема продаж, путем использования практических средств,
относящихся к понятию «4 Р». Эти четыре элемента в совокупности составляют комплекс маркетинга, который разрабатывается
для конкретной рыночной ситуации. При этом говорят про комплекс маркетинговых средств (marketing mix – т. н.
маркетинговая смесь). Таким образом, умение правильно «смешивать» элементы маркетинга для решения практических
задач является основой маркетинга. Рассмотрим каждый элемент отдельно: Продукт (Product). Товарная политика фирмы
включает в себя определение потребительских характеристик товара и его позиционирование на рынке, разработку
ассортимента и способов маркетинговой поддержки на разных этапах жизненного цикла. Цена (Price). Ценовая политика
является составляющей конкурентоспособности товара, конечная цель которой – определить ценовую стратегию, конкурентную
цену товара. Методика определения оптимального уровня цен учитывает спрос на продукцию и чувствительность покупателей
к изменению цены; издержки производства и реализации продукции; цены конкурентов. Соответственно с целями
ценообразования, маркетинговая служба должна выбрать из нескольких ценовых стратегий самую эффективную: стратегию
единых или дифференцированных цен; стратегию высоких или низких цен; стратегию стабильных или нестабильных цен;
стратегию льготных или дискриминационных цен, а также разнообразные скидки и надбавки. Продвижение товаров на
рынке (Promotion). Продвижение товаров на рынке осуществляется с помощью рекламы, паблисити (информации),
персональной продажи и стимулирования сбыта через покупателе, продавцов, посредников. Стимулирование сбыта,
как эффективный вид продвижения товаров, включает мероприятия по отношению к покупателям, продавцов и
посредников: разнообразные льготы и формы поощрения (скидки, конкурсы, лотереи, кредит, подарки). На продвижение
товаров направлена также реклама, цель которой – способствование реализации маркетинговых целей, к которым относят:
увеличение объема продаж; увеличение части рынка; выведение на рынок новых товаров; формирование позитивного имиджа
фирмы и т. д. Доставка продукта потребителям (Place). Имеется в виду сбытовая политика, которая предусматривает
выбор метода сбыта. Сбыт может быть прямым (непосредственно самим предприятием) или сбыт через торговых посредников,
которыми могут быть оптовые и розничные продавцы, дилеры, дистрибьюторы, агенты, брокеры и т. д. Основная цель
операционного маркетинга – генерация доходов от продаж, т. е. использование наиболее эффективных методов продаж
и минимальных издержек. При этом цель достижения определенного объема продаж трансформируется в производственную
программу и программу сбыта для отдельных продаж. Активность операционного маркетинга – решающий фактор в
деятельности фирм, особенно на тех рынках, где конкуренция обострена. Любой товар, обладающий даже превосходным
качеством, должен иметь приемлемую для рынка цену, быть доступным для покупателей в сбытовой сети. Он должен быть
приспособлен к привычкам целевых потребителей, отвечать их ожиданиям и иметь коммуникационную поддержку, способствующую
его продвижению. Для выполнения всех этих пунктов и необходим операционный маркетинг.