Материалы сайта
Это интересно
История экономических учений
Экономическая мысль Средневековья
- Источники экономической мысли Средневековья:
- в арабских странах: Коран (610 - 632 гг.); учение Ибн-Халдуна (1332-1406);
- в Западной Европе: идеи Августина (354- 430); идеи Фомы Аквинского (Аквината) (1225- 1274);
- в России: «Русская правда» (XII - XIII вв.) - свод законов Киевского государства; И. С. Пересветов (конец XV - начало XVI в.); М. Башкин (XVI в.).
Идеи Ибн-Халдуна
Ибн-Халдун (Ибн Халдун Абдуррахман Абу Зейд ибн Мухаммед) (1332-1406)- арабский историк и философ. Его основной труд носит название «Книга назидательных примеров по истории арабов, персов, берберов и народов, живших с ними на земле». Выдвинул концепцию «социальной физики», которая призывала к:
- осознанному отношению к труду;
- борьбе с расточительством и жадностью;
- пониманию несбыточности имущественного и социального равенства.
Главные труды Блаженного Августина - «О граде Божием» и «Исповедь». Августин усматривал два противоположных вида человеческой общности: «град Земной», то есть государственность, которая основана «на любви к себе, доведенной до презрения к Богу», и «град Божий» - духовная общность, которая основана «на любви к Богу, доведенной до презрения к себе».
- Экономические воззрения Августина:
- вид труда (умственный или физический) не должен влиять на положение человека в обществе, так как эти виды труда равноценны;
- нетрудовое накопление золота и серебра, ростовщический процент и торговая прибыль являются грехами;
- «справедливая цена» есть цена товара, которая соответствует затратам на его производство.
Взгляды Фомы Ливийского
Фома Аквинский (Фома Аквинат) (1225 - 1274) - монах-доминиканец. С 1257 г. доктор Парижского университета. Читал лекции в Париже, Кельне, Риме и Неаполе. В трактате «О правлении государей» излагает восходящие к Аристотелю представления о человеке как общественном существе, об общем благе как цели государственной власти, о моральном добре как середине между порочными крайностями. В своем основном произведении «Сумма теологии» дает оценку товарно-денежным отношениям.
-
Ключевые догмы Фомы Аквината:
- деньги не могут порождать деньги;
- необходимо сословное деление общества;
- богатство подразделяется на естественное (плоды земли и ремесла) и искусственное (золото и серебро);
- признание необходимости частной собственности.
- «Справедливой ценой» Фома Аквинат считал:
- цену, которая сообразна издержкам;
- цену, которая обеспечивает блага людям соразмерно их сословию.