Материалы сайта
Это интересно
Экономическая теория
Издержки производства, прибыль и цена
Издержки производства и их видыИздержки производства представляют собой расходы, связанные с приобретением факторов производства (земли, капитала, труда, в том числе предпринимателей). Издержки производства всегда меньше авансированного капитала. На Западе издержки производства включают прибыль или доход предпринимателя. В теории различают экономические и бухгалтерские издержки. Экономические (вмененные) представляют собой издержки производства, включающие нормальную прибыль. Бухгалтерские - это экономические издержки за вычетом прибыли.
Различают постоянные, переменные и валовые издержки.
Постоянные - это издержки, которые предприятие должно внести в любом случае и которые в основном не зависят от объема производства, напр., приобретение зданий, содержание обслуживающего персонала и т.д.
Переменные - это издержки, которые связаны с затратами на покупку сырья, рабочей силы и непосредственно зависят от объема производства.
Валовые - это сумма постоянных и переменных издержек.
Кроме этого выделяются средние издержки. Это отношение валовых издержек к количеству выпускаемой продукции. Фирма может работать рентабельно лишь в том случае если средние издержки ниже рыночной цены. При сопоставлении издержек производства различных отраслей выявляются так называемые альтернативные издержки, т.е. издержки производства иного товара. От выпуска которого предприниматель отказывается посчитав, что его товар позволит обеспечить большую для него эффективность. Издержки необходимые при увеличении производства на единицу товара называются предельными или дополнительными они равны приросту переменных издержек (сырье, рабочая сила), если предполагается, что постоянные издержки неизменны. Сравнение средних и предельных издержек производства позволяет определить оптимальные размеры производства в пределах которых фирма устойчиво получает доход. Таким образом, издержки - это платежи внешние и внутренние (включая нормальную прибыль), необходимые, для того чтобы привлечь и удержать ресурсы в пределах данного бизнеса.
Прибыль и цена
Определение прибыли экономистами различных школ неоднозначно. Меркантилисты считали, что прибыль создается в обращении, и ее источником выступает внешняя торговля. Смит, Рикардо оценивали прибыль как вычет из продукта труда рабочего. Маркс рассматривал прибыль, как вторичную производную форму прибавочной стоимости, порожденную только наемным трудом.
Определение этой категории современными западными экономистами представляет собой соединение различных вариантов, главными из которых являются:
- Прибыль, это доход от всех факторов производства, т.е. рента, процент и зарплата.
- Прибыль, это вознаграждение за предпринимательскую деятельность и введение технических новинок, усовершенствований.
- Прибыль это плата за риск и неопределенность.
Кейнсианство выдвигает концепцию совокупной прибыли на уровне макроэкономики.
В институционально-социологических теория прибыль трактуется с позиций социальных внешнеэкономических факторов (заботы об удовлетворении насущных потребностей населения, напр.).
-
Фирма подсчитывает валовой, средний и предельный доходы:
- Валовой доход равен выручке от реализации всей продукции.
- Средний доход рассчитывается на единицу проданной продукции.
- Предельный доход, есть превращение валового дохода от продажи дополнительной единицы продукции.
Относительная величина доходов фирмы характеризуется нормой прибыли. Норма прибыли это отношение прибыли к издержкам производства выраженное в процентах.
Ценообразование в рыночной экономике
Цены являются одной из важнейших экономических категорий, в первую очередь, на уровне индивидуального потребления. Цена - есть денежное выражение от стоимости, однако, широкое подключение нашего общества к западной экономической мысли убедило наш ученый мир что это определение недостаточно, поэтому рядом с категорией стоимости как фактора ценообразования стали категории полезности, ценности, которые затратами труда объяснить невозможно. С точки зрения продавца, цена представляет собой сумму денег, которую бы он хотел получить за товар, и в этом смысле цены на товары тяготеют к объективной экономической категории издержкам производства. С точки зрения покупателя, цена выражает собой сумму денег, которую он вынужден отдавать за товар, представляющий для него определенную ценность, полезность, и в этом смысле цены тяготеют к субъективной экономической категории полезности.
-
Функции цены в рыночной экономике:
- Цена дает ориентацию покупателям и продавцам на необходимую информацию для выгодного обмена.
- Она стимулирует наиболее экономичные способы производства и наиболее рациональное поведение спроса на рынке.
- Через цену происходит распределение доходов между ее участниками.
- Система цен многообразна. Выделяют следующие их виды:
- Свободные цены, они являются результатом свободной игры, стихийно-рыночных сил, колебание спроса и предложения. Эти цены не приемлют никакого вмешательства со стороны государства, общественных организаций, крупных предприятий и других сил.
- Договорные цены, эти цены являются теми же рыночными свободными ценами, но имеется ограничение их свободы, что проявляется в соответствующих положениях договора, соглашения или контракта.
- Государственные или регулируемые цены. Такому регулированию подлежат цены на продукцию:
- предприятий монополистов;
- базовых ресурсов (топливно-энергетический комплекс, транспорт, связь, полезные ископаемые и др.);
- имеющие большое социальное значение (потребительские товары первой необходимости, общественный транспорт, квартплата и т.д.)
- Различают фиксированные цены, которые устанавливаются государством или существующими органами ценообразования, при этом никто (ни производители, ни покупатели) не имеют права их нарушать. При анализе цены, с точки зрения сферы хозяйственной деятельности выделяют следующие их виды: оптовые цены, по которым продукция реализуется промышленниками крупным торговым организациям, а те в свою очередь другим более мелким оптовым организациям. Розничные цены - это цены по которым товары продаются индивидуальному покупателю. Она выше оптовой на величину издержек обращения предприятия розничной торговли. Различают чистые (те затраты которые несет торговая организация с выплатой зарплаты, содержание складов, охраны и т.п.) и дополнительные (являются производительными: хранение, упаковка, фасовка и т.п.) издержки обращения.
- Тарифы представляют собой цены на услуги (пользование телефоном, радио, теле, почтовая связь). Тарифы относятся, как правило, к ценам регулируемых государством.
- Мировые цены устанавливаются в международной торговле, как результат, во-первых, международного разделения труда и международной специализации производства, и, во-вторых, конкуренции отдельных предприятий (или стран) на мировом рынке.
- Неизменные или сопоставимые цены, это те цены, которые как бы и не отражаются изменением коньюктуры рынка, уровня инфляции и т.д.