Материалы сайта
Это интересно
Экономическая теория
Основы рынка и его структура
Сущность и функции рынкаВ процессе становления и развития товарно-денежных отношений формируется рынок. Первую попытку дать научное определение рынку сделал французский экономист Курнор: "Рынок - это любой район, где взаимоотношения покупателей и продавцов настолько свободны, что цены на одни и те же товары имеют тенденцию легко и быстро выравниваться". Маршалл утверждал, что чем совершеннее рынок, тем сильнее тенденция к тому, чтобы во всех его пунктах в одно и тоже время за одну и ту же вещь платить одинаковую цену. В учебнике "Экономикс" рынок рассматривается как институт или механизм, который сводит покупателей и продавцов, отдельных товаров и услуг. В целом политэкономия в соответствии с методом данной науки, при определении сущности рынка, на первый план выдвигает систему экономических отношений. Делается также попытка связать рынок с определенными функциями, напр., формированием спроса и предложения, цен на товары и т.д.
В условиях рынка действуют его субъекты. Исходя из принципа историзма, субъектами рынка целесообразно называть:
- во-первых, домашнее хозяйство;
- во-вторых, различные типы фирм и предприятий, организаций (прежде всего крупные корпорации);
- в-третьих, государство, в том числе наднациональные органы.
- Ценообразующая
- Воспроизводственная
- Стимулирующая
- Регулирующая
- Сонации - очищение экономической системы от неэффективных и нежизнеспособных предприятий через механизм конкуренции.
- Информационная - в соответствующие управленческие органы поступают сигналы о рынке, величине тарифов, это способствует проведению грамотной экономической политики.
Структура рынка - это совокупность отдельных рынков в пределах национальной экономики или внутреннего рынка, а также в пределах мирового хозяйства и его отдельных регионов, их взаимосвязь и взаимодействие. Различают следующие рынки: орудий труда, природных ресурсов, предметов труда, земли, рабочей силы, труда, технологии, информации, недвижимости, товаров и услуг, интеллектуальной собственности. Большинство из них может быть разделено на несколько локальных рынков, так рынок товаров подразделяется на оптовый и потребительный рынки. Рынок интеллектуальной собственности - на рынок патентов, лицензий. Финансовый рынок делится на рынок инвестиций, денег, валюты, ценных бумаг, золота.
-
В зависимости от степени монополизации различают:
- Монополизированные рынки - на таком рынке один, два производителя или продавца могут сосредоточить в своих руках всю массу изготовленной продукции и соответственно диктовать цены на рынке. На немонополизированном рынке существуют много продавцов, каждый из которых в отдельности не в состоянии влиять на процесс ценообразования.
- Олигополистические рынки - несколько продавцов определенных товаров или услуг могут договориться между собой письменно и устно о разделе рынков сбыта и влияния на уровень цен. Монопсония - это когда на рынке господствует один покупатель или один продавец.
Важной категорией является цена, которая служит ориентиром, руководствуясь которым и производители и потребители обеспечивают свой интерес. Поэтому центральной проблемой микроэкономики является анализ факторов, влияющих на ценообразование товаров на отдельных рынках. В исследовании понятия цен огромна роль Маршалла. Согласно его концепции, главными ценообразующими факторами являются спрос, предложение и всё, что на них влияет. Таким образом, курс микроэкономики начинается с изучения спроса и предложения.
- Спрос и рыночные цены
Спрос это одна из сторон процесса рыночного ценообразования. Спросом называется количество товара, которое будет куплено за приемлемую цену в определенный промежуток времени, при этом спрос обеспеченный денежными средствами покупателя называется платежеспособным. На спрос влияют многие факторы, главным из которых является цена. Между ценой и величиной спроса существует обратная связь, т.е. повышение цены снижает спрос и наоборот, эта закономерность называется законом спроса. Потребительские вкусы, число покупателей, их доход, цены на сопряженные товары, ожидание - все это влияет на спрос. Для определения чувствительности какого-либо из этих факторов в результате воздействия на него другого используется понятие эластичность. Из всех факторов наибольший интерес вызывает чувствительность спроса на изменение цены или дохода, и перекрестная (косвенная) эластичность. Эластичность спроса по цене показывает на сколько процентов изменится спрос при изменении цены на 1%. Эластичность спроса по доходу показывает на сколько процентов изменится спрос при изменении доходов потребителей на 1%. Перекрестная эластичность спроса позволяет измерить на сколько чувствителен спрос на продукт А к изменению цены на продукт Б. Мерой измерения эластичности является коэффициент эластичности, он определяется как отношение роста объема спроса в процентах к снижению цен в процентах. Спрос считается эластичным, когда при незначительном снижении цены объем продаж существенно возрастает. При эластичном спросе, когда 1% снижения цены вызывает увеличение продаж более чем на 1% коэффициент эластичности больше единицы. Спрос не эластичен когда при существенных снижениях цены объем продаж изменяется незначительно, коэффициент неэластичного спроса меньше единицы. Спрос имеет единичную эластичность, когда однопроцентное изменение цены вызывает однопроцентное изменение продаж товаров, при такой эластичности коэффициент равен единице. -
Предложение и рыночные цены
- Неценовые факторы:
- цены на ресурсы, их снижение уменьшит издержки производства, повышение предложение.
- технология.
- налоги и дотации, повышение налогов увеличивает издержки.
- цены на другие товары.
- Равновесная цена
Равновесная цена - это цена, при которой совпадают желаемые покупки и желаемые продажи, и отсутствует тенденция изменения цен и количества товара. Если цена выше равновесной, то произойдет превышение предложения над спросом и как результат - затоваривание. Ситуация дефицита или затоваривания не может продолжаться длительное время, под влиянием конкуренции в условиях свободных цен, она устанавливается на уровне равновесной.