Современный рынок — понятие многосложное. Он состоит из различных элементов, механизмов их взаимодействия и мотиваций. Рынки обычно делятся на товарные, финансовые и международные. Совокупность рынков страны образует национальный рынок, а мира — мировой рынок.
Товарные рынки подразделяются на рынки средств производства, потребительских товаров, информации, интеллектуального труда, рабочей силы; финансовые—на валютные, рынки ценных .бумаг и капиталов. Таким образом, рынок охватывает элементы, непосредственно связанные с обеспечением производства, а также элементы материального и денежного обращения. Однако элементы рынка (отдельные рынки) не одинаковы по своему значению. Рынок начинается с возможности приобретения рабочей силы (трудовых ресурсов) и средств производства (инвестиционных ресурсов). Без этого не может функционировать производство. Огромное экономическое значение имеет потребительский рынок. Без развития этого рынка теряется смысл отношений обмена. От состояния потребительского рынка зависит обеспеченность населения, уровень потребления, устойчивость денежного обращения. Степень развития рынка определяет и его масштабы. Первоначально — при простом товарном производстве возникает сравнительно ограниченный рынок, где реализуются в основном предметы потребления; в дальнейшем сфера обращения различных товаров получает широкий размах: развивается система рынков, на которых продаются и покупаются не только потребительские товары, но и средства производства, рабочая сила и т. д.