Материалы сайта
Это интересно
МЕРЧУТКИНА
МЕРЧУТКИНА — центральный персонаж «шутки в одном действии» А.П.Чехова «Юбилей» (1891), написанной по мотивам рассказа «Беззащитное существо» (1887), где героиня появляется под фамилией Щукина в лице «просительницы в допотопном салопе, очень похожей сзади на большого навозного жука». Среди литературных предшественниц М. гоголевская «дубинноголовая» Коробочка (обеих примечательно зовут одним именем — Настасья: чеховская — Федоровна, гоголевская — Петровна). Но образ М. — символа тупоумия и сокрушающего напора — восходит еще и к персонажам восточнославянской мифологии: кикиморе или злыдне. Модификация злых духов воплотилась в собственной чеховской «мифологии» в некий устойчивый тип домашней мучительницы — «сварливой жены». Таковы многочисленные безымянные «дражайшие половины» из ранних рассказов: жена Ребротесо-ва из «Невидимых миру слез», Верочка из «Новогодней пытки», свояченица Дашенька из рассказа «Неосторожность», мать невесты из «Свадьбы», жена Нюхина и т.д. М. — классическая «сварливая жена», необузданная энергия которой оказывает разрушающее воздействие на внешний мир. В этом смысле легко угадывается литературная «внучка» чеховской героини: Чума-Аннушка из «Мастера и Маргариты». М. способна достичь любой, даже самой нелепой цели. В данном случае ей нужна сумма в двадцать четыре рубля тридцать шесть копеек, которую уволенный с прежнего места работы муж брал под поручительство сослуживцев. Веский аргумент («нешто он мог без моего согласия брать?») побуждает М. добиваться возмещения высчитанных из жалованья денег. И она получает на шестьдесят четыре копейки больше от обезумевшего управляющего банком Шипучина (шестая по счету инстанция), готового заплатить больше — только бы освободиться от зловредной старухи. Автохарактеристике героини («Я женщина бедная, только и кормлюсь жильцами… Я слабая, беззащитная. От всех обиду терплю и ни от кого доброго слова не слышу») комически не соответствует ее активность и непробиваемость, абсолютный «комплекс полноценности» и склонность к своеобразной доверительности («Кофей сегодня пила, и без всякого удовольствия»). М. замечательно адаптирована в социуме: она точно знает, в частности, кто — «ваше превосходительство», а кто — «скважина». Лежащая на поверхности анекдотичность сре-жиссированной героиней ситуации может быть осмыслена и как своеобразное предчувствие автором атмосферы абсурдистского балагана в театре XX века. Идиотизм М. абсолютен и по-своему гениален: она оказывается не только органическим тактиком, но и стратегом. Получив двадцать пять рублей и доведя до полупомешательства обитателей банка, она не унимается: «Ваше превосходительство, нельзя ли моему мужу снова на место поступить?» Знаменитая создательница образа М. на сцене и на экране — актриса МХАТа А.П.Зуева (1944).