Материалы сайта
Это интересно
ГЕРО
ГЕРО (нем. Него) — героиня трагедии Ф.Грильпарцера «Волны моря и любви» (1831). Образ Г. заимствован из античной литературы. Впервые этот персонаж появляется у Овидия и Вергилия. Есть описание несчастной любви Г. в «Корабле дураков» Бранта, наиболее известна в Германии баллада Ф.Шиллера «Геро и Леандр», которую проходят в школе. Образ Г. в трагедии богаче и драматичнее, чем в античных версиях или у Шиллера. Г. — жрица богини Афродиты, принявшая обет безбрачия. Она никогда не знала любви, ее жизнь протекает спокойно и безмятежно, но в священную рощу, куда вход мужчинам запрещен, случайно забрели два юноши из далекого Абидоса, и один из них, Леандр, меланхоличный и печальный, понравился Г. Она спасает его от гнева верховного жреца и прячет в своей келье. Они проводят вместе ночь, а наутро Леандр уплывает к себе в Абидос, пообещав вернуться в тот же день, тем более что море спокойно и волны должны подчиниться ловкости пловца. У Шиллера в балладе «тридцать дней необычайных протекло в усладах тайных»; в трагедии время спрессовано по законам классицизма. Догадавшись о том, что Г. нарушила обет, верховный жрец изобретает коварную месть: он знает, что Леандр должен приплыть к своей любимой, маяком ему послужит светильник в окне кельи Г. Жрец устраивает так, что Г. забывает подлить в светильник масла, он гаснет, и Леандр, заблудившийся во тьме, гибнет в морских волнах, став жертвой не природной стихии, а людской жестокости. Этот мотив характерен для творчества Грильпарцера: у него в драмах на пути молодости и любви всегда встает нечто отжившее, косное. Г., увидев труп Леандра, умирает, будто пораженная невидимой стрелой. Так классицистская трагедия вбирает романтическую тему «смерти тела, когда поражена душа».
Пьеса часто ставилась на сценах Германии и .; Австрии. В историю вошел спектакль Дойчес-театра (1889), где роль Г. сыграла Агнес Зерма, а Леандра — Йозеф Кайнц.
Лит.: Эткинд. Франц Грильпарцер // Франц Грильпарцер. Пьесы. М.; Л., 1961; Fuerst N. j GrillparzeraufderBiihne. W.-Miinchen, 1958.
Г.В.Макарова